«Дом, где ремесло живет»

Индивидуальный текст  экскурсии «Дом, где ремесло живёт».

Маршрут движения экскурсии

 (Группа входит на территорию Центра ремесел. У крыльца встречает гид в русском народном костюме.)

Рады мы вас видеть,
Дорогие наши!
Русское спасибо
Вам от сердца скажем!
На земле родимой
Мы вас величаем,
Доброго здоровья
От души желаем!
Кланяемся низко,
Полюбить нас просим,
Как велит обычай –
Милости просим!

Как видите, экскурсия здесь начинается с древней, как сама Русь -матушка, традиции – со здравницы.

К сожалению, за делами
и за сутолокой дней,
старину мы растеряли,
позабыли все о ней.
и хоть более привычны
нам полеты на Луну.
вспомним русские обычаи,
вспомним нашу старину.
Дорогие господа!
Раз попали вы сюда,
То пройти вам сразу надо
Сквозь золотые ворота!

(Экскурсовод проводит игровой момент «Золотые ворота». По окончанию игры группу приглашают в беседку, чтобы испить чаю или  топленного молока с пирогами и продукцией местного хлебозавода. По окончанию трапезы экскурсовод продолжает экскурсию)

— Как хорошо, что сегодня, как никогда, возрождается всеобщий интерес к своим истокам, национальной истории и самобытной культуре. Потихоньку мы перестаём быть «Иванами, родства не помнящими». И что не только наши внуки, а уже даже и дети, да и мы сами, можем составить представление о быте, богатейшей культуре и замечательной истории своих самых далеких прародителей. И какое счастье, что сегодня находятся удивительные энтузиасты, возрождающие традиционную народную культуру, люди, помогающие погрузиться в славное прошлое великого русского народа…
Для этого совсем не нужно уезжать далеко. Прошлое совсем рядом… Приглашаем Вас на экскурсию  в наш  Центр  ремёсел, где вы станете желанными гостями и самыми непосредственными участниками.

Центр ремёсел – это еще и «живой»  музей, в котором Вы познакомитесь с удивительными экспонатами, узнаете секреты старинных ремесел. Каждый сможет попробовать свои силы в увлекательных мастер-классах.

Кстати, к завершению нашей экскурсии, Вы не только поразите знакомых и друзей приобретенными навыками и познаниями, но и сможете пригласить их сюда, чтобы они сами убедились в этом.
А приятным дополнением к удивительному путешествию станет  увлекательный рассказ о самобытных русских ремеслах, которые бытовали здесь и поселились в этом замечательном Центре.

За горами, за лесами,
За широкими долами,
Не на небе, на земле,
От дороги в стороне
Стоит старинное село,
Но рассказ не про него.
Просто в селе том
Есть удивительный дом…
Сначала все подивились:
В этом доме ремесла поселились!
Чего только не делают тут:
Из глины лепят, корзинки плетут!
А какие красивые на вид
Чудо-изделия кузнец мастерит!
Просто эти ремесла
раньше здесь бытовали,
Потом о них забыли,
Заниматься совсем перестали…
Ну, а теперь, кто хочет
Ремеслом заняться,
Может смело
Сюда обращаться!

У Лапшангского  Центра  ремесел  счастливая судьба. И прежде  всего потому, что  у  него  был  редкого  дара  творческий  вдохновитель – Владимир  Алексеевич Долинин. Наблюдая,  как  в  деревне  умирает  ремесло, исчезает  мастерство  селян,  он  задался  целью – во  что  бы то ни  стало  остановить  этот  процесс.  Не  в  массовом  плане – это  вряд ли  получилась бы, а  хотя  бы  в  рамках небольшого  Центра с помощью одаренных и умелых людей. И  началась  упорная  работа. Исследуя  труды историков, архивные  источники, музейные  материалы, воспоминания старожилов В.А. Долинин  и  его  единомышленники по  крупицам  собирали  базу  будущего  Дома, восстанавливали  забытые   деревней  ремесла.

С  годами  расширялся  и  креп  не  только  вновь  созданный  центр, росло  творчество  и умение  его  создателей. Многие  из  них  со  временем стали  мастерами  своего  дела, уже  не мысля  о  чем-то  другом. Дом ремесел был открыт в 1993 году, зарегистрирован в 1999 году.

Материально-техническая база Центра – четыре здания: 2 столярные мастерские (одна из которых – пол изготовлению  санок), кузница и главное здание, в котором разместились гончарная мастерская, мастерская росписи по дереву и выставочный зал.

Кадры – директор Центра Рыжов Сергей Геннадьевич, он же и кузнец; Тарасов Владимир Юрьевич – мастер-гончар; Пузырев Александр Николаевич – мастер по изготовлению санок, Кожевникова Елена и Белова Ирина – мастера росписи по дереву

Сотрудничает с Домами и Центрами ремесел г.Уреня, Ветлуги и др.; Центром занятости населения, с местной школой

Ведет большую исследовательскую работу. Например, изучение старинных наличников, которые украшают некоторые местные дома; старинные постройки (рубленные дома); изготовление лаптей.

От слов мы переходим к делу –
И потому вас приглашаем смело
В нашу кузницу заглянуть.
Если готовы, то смело – в путь!

(Группа направляется за экскурсоводом в кузницу)

Деревенская кузница была самым главным местом в любой деревне. Кованные вещи нужны были как в быту любой крестьянской семьи, так и для работы в поле: серп, коса, лемеха плуга или сохи и т.д. Да и лошадь подковать тоже надо!

В большинстве своём кузнецы были почитаемыми и зажиточными людьми, да к тому же владеющими особыми знаниями.

Вот что говорится в одной притче, которая называется  «Проблемы кузнеца»:

    Однажды царь поинтересовался у ремесленника-кузнеца его проблемами. Тогда кузнец начал сетовать на свою работу:
— О великий царь, моё ремесло мне не по нраву, потому что работа трудна, она не приносит много денег и за неё меня не уважают соседи. Я бы хотел другое ремесло.
Царь подумал и сказал:
— Ты не найдёшь подходящей для себя работы. Она трудна, потому что ты ленив. Она не приносит много денег, потому что ты жаден, и не приносит уважения соседей, потому что ты тщеславен. Убирайся с глаз моих.
Кузнец ушёл, понурив голову. Через год царь опять бывал в тех районах и с удивлением обнаружил там того же кузнеца, только довольно богатого, уважаемого и счастливого. Он спросил:
— Не ты ли тот обиженный жизнью кузнец, который сетовал на своё ремесло?
— Я, великий царь. Я по-прежнему кузнец, но меня уважают, и работа мне приносит достаточно денег, и она мне нравится. Ты мне указал на причину моих проблем во мне, и я их устранил. Теперь я счастлив.

Попытаемся ответить на первый вопрос: кого на Руси называли кузнецами? Или же лучше поставить вопрос по-другому: кто такой кузнец? В общем, как ни задай вопрос, нужно найти ответ.

Слово «кузнец», часто встречаемое в древнейших русских письменных источниках обычно означало «мастера по металлу». Сейчас наш мастер и поделится с нами тем, как же работается в кузнице.

(далее идет рассказ кузнеца о работе в кузнице, пока заготовки раскаляются в горне)

На Руси в подручные, а то и в наставники кузнецам «давали» нечистую силу – чёрта. Считалось, что именно благодаря подсказкам этого злокозненного существа мастера получают ценные секреты своего ремесла. Даже такие слова как «коварный» или «коварство» происходят от глагола «ковать». Был у русских кузнецов и свой особый день – Кузьмы и Демьяна. В этот день кузнецы подавали милостыню нищим.

У работающих в кузне людей существовали свои обычаи и поверья. Так, нельзя было самовольно брать инструменты кузнеца, плевать в огонь, садиться на наковальню или доделывать чужую работу. Перед работой у наковальни мастер должен был протереть лицо.

К человеку, держащемуся за железо, никакая нечистая сила не смела даже приблизиться, не то, что вредить. Не могла она и проникнуть в двери, закрытые на железный засов.

Также существовало поверье, что если «клиент» ушёл из кузни молча, не

поблагодарил и не расплатился, то это был вовсе не человек, а опять-таки черт.

А какой веселый перестук кузнеца с подмастерьями раздавался из кузницы! Так и привлекает, так и заманивает… Как в песне

(напевает 2 куплета песни «Во кузнице»)

Кузнецы-то молодые, сильные. Наверное, как наш мастер. Сергей Геннадьевич кузницу эту оборудовал сам с нуля. Когда-то, работая в колхозе водителем, его пригласили помочь кузнецу. Он не отказался. Тот опыт работы потом пригодился ему в трудные «перестроечные годы».

Став директором этого Центра, у него появилась идея – открыть кузницу. Где смог найти брошенные кузнечные принадлежности, собрал воедино. Привезли старенький заброшенный то ли амбар, то ли домишко. Перебрали, поставили, смастерили горн и … работа закипела.

(Далее идет рассказ кузнеца о работе в кузнице, приглашаются желающие поработать у него в подмастерьях. Проводится мастер-класс.)

Прежде, чем перейти в другую мастерскую, хочу завершить свой рассказ о кузнице еще одной притчей.

«В одной простой деревенской кузнице поселилось счастье. Деревенские жители постоянно бегали сюда: кому коня подковать, кому соху поправить. Шли годы, кузнец совсем постарел, силы у него уже не те… и решило счастье уйти из этой кузницы. Зачем ему находиться здесь, если некому будет стучать молотом по наковальне. Но, прежде, чем уйти, счастье решило напоследок выполнить желания каждого в семье кузнеца. Оно обратилось сначала к дочери:
— Скажи, что тебе для счастья надо?
— Мне надо красивую шубку! – ответила она. И счастье выполнило её просьбу. В красивой шубке кузнецова дочь упорхнула из дома, даже и не вспомнив про кузницу.
Счастье обращается к старшему сыну кузнеца:
— Скажи, а что тебе для счастья надо?
— Мне хотелось бы хорошую машину! – ответил сын. Счастье выполнило и его просьбу. На хорошей машине умчался он из дома, тоже и не вспомнив про кузницу.
Младший сын в это время гулял с ребятами на улице недалеко от кузни. И вот счастье направилось уже к двери и тут заметило старого кузнеца, сидевшего на скамеечке у дверного косяка, и смотревшего на деревенскую улицу своими подслеповатыми глазами.
Счастье обращается к старшему сыну кузнеца:
— Скажи кузнец, а что тебе для счастья надо?
Кузнец задумался на минутку и проронил:
— Я хочу, чтобы в этой кузнице никогда не угасал огонь в горне!
Так счастье и осталось в этой кузнице, никуда не ушло. Потому, как его ремесло перенял младший сын, а тот своему сыну…Не зря говорят, что человек – кузнец своего счастья!»

(группа переходит в столярную мастерскую, где изготавливают санки)

Мы находимся в удивительной мастерской, где рождается настоящее деревенское чудо – санки.

.. Не колесо, а сани являются самым древним изобретением человечества. Появились они где-то в XV веке. Это была весьма простая конструкция — две передние части жерди привязывались к лошади или собаке, а ее задние части волоклись по земле. От этого и пошло название первых санок — волокушки. Ездили на них не только зимой, но и летом. Кстати, именно волокушки нередко помогали в годы Великой Отечественной войны доставлять раненых в госпитали.

С тех пор многое изменилось, однако санки по-прежнему остаются популярными, особенно среди детей.

Катание на санках всегда было любимым развлечением на Руси. Причем скатиться с горки, да с ветерком, никогда не отказывались ни дети, ни взрослые.

Сегодня мало что изменилось, если не считать увеличившегося в магазинах ассортимента разных видов санок. Отличаются они и формами, и материалами, из которых изготавливаются. Однако, несмотря на все многообразие выбора, именно самодельные санки считаются самыми мощными и надежными.

Катаясь на них, вы уж точно будете уверены, что они не согнутся, не сложатся и не распадутся.

Санки нужны и в деревенском быту: дров привезти, воды в баню, сена, бельё на реку…

У саней судьба такая:
Летом они отдыхают,
Стоят в углу сарая
Зиму поджидают.
А только зима на пороге,
У саней работы много:
Привезти дрова и сена,
Воды с колодца непременно,
Ребятишек же опять,
С горки нужно покатать.
А как же рождается это чудо, расскажет мастер.

(Слово мастеру – саночнику, который рассказывает и показывает как делаются и собираются санки. Предлагается одному из экскурсантов собрать или разобрать  санки своими руками. Проводится мастер-класс).

Поблагодарим мастера за рассказ и показ и отправимся … в Музей деревенского быта, который был основан здесь сравнительно недавно, в 2016 году. Этот музей еще и тем удивителен, что в нем можно всё потрогать руками. Здесь вы увидите предметы быта и орудия и инструменты, которые были всегда нужны в крестьянском хозяйстве. Обработка земли много сил требовала, но не всегда хватало выращенного до нового урожая. Вот и приходилось прясть и ткать лен, заниматься плотницким и бондарским делом, ходить на рыбалку и охоту. А женщинам – что в поле, что в доме – работы всегда хватало. Не зря же говорили в народе: «Нам бабам всегда уготована одна жизнь – только у печи и вертись».

(участники экскурсии рассматривают экспонаты, если что не ясно, задают вопросы экскурсоводу)

А теперь мы с вами заглянем в следующую мастерскую – гончарную.

(группа переходит в главное здание, где располагается гончарная мастерская)

Гончарство на Руси считалось одним из наиболее почётных занятий. Оно постоянно развивалось и совершенствовалось, получая всеобщую поддержку. Долгое время сохранялись и передавались из поколения в поколение  технологии старинного гончарного производства.

Гончарный круг– уникальный инструмент, который с IV века до н.э. и по сегодняшний день практически не изменился в конструкции. По сути дела, это единственная «Машина времени», изобретенная человеком. Работая на гончарном круге, мы с легкостью попадаем в прошлое. Достаточно лишь начать выкручивать сосуд, принадлежащей той или иной исторической эпохе и, с каждым вращением, круг переносит нас в Древний Китай, Египет, Грецию, Средневековую Русь… Предметы, сотворенные на гончарном круге — живые, они становятся оберегом для дома и его хозяина, частью истории семьи.

Были гончары и в нашей местности. Наверное, потому здесь и распространены такие фамилии, как Гончаровы, Горшковы, Черепановы… Потому что, лепили они горшки, черепени (мест. диалект — неказистая посуда). Лепили посуду не только для себя, но и на продажу. Лишняя копейка в семье никогда не помешает. А глиняная посуда была нарасхват, она всем нравилась. Ведь фарфор был только у богатых, а глина – у крестьянина в почёте.

(исполняется в сопровождении деревянных ложек русская народная  попевка «Из-за леса, из-за гор…»)

 Прежде, чем предоставить слово мастеру, я хочу рассказать еще вам одну притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Что из него может получиться, расскажет мастер.

(Предоставляется слово мастеру-гончару, который к тому же проводит мастер-класс для экскурсантов. По его завершению экскурсовод рассказывает «Сказилку про гончара» (автор — Ева Орловская).

    Гончар сидел на табуретке и уныло смотрел на осколки любимой кружки. Не прошло и минуты, как кружка упала со стола и, как водится, разбилась. Гончар был безутешен — это была его любимая кружка. А то, что его знакомый художник нарисовал на ней уютного черного кота, который тоже разбился вместе с кружкой, делало из разбитой чашки самую настоящую Большую Трагедию. Но кому, как не ему, знать, что кружки разбиваются? И гончар, вздохнув, стал сметать осколки.
Потом он сел и задумался. Говорят, что кружки, как и всякая посуда, бьются к счастью. Но никакого счастья гончар не испытывал. Это было неправильно. И с этим определенно надо было что-то делать. Гончар думал целых два дня, отрываясь только на еду. А через два дня он нечаянно уснул и во сне придумал, как исправить эту большую несправедливость с битой посудой.
Проснувшись, он первым делом полез на чердак и долго громыхал там всякими штуками, чихая от пыли. А потом спустился, держа в руках шкатулку со своими детскими богатствами. Он как следует покопался во всяких железячках, фантиках и осколках цветных стекол, а потом раскрутил гончарный круг и начал лепить. И в каждый кувшин, кружку, вазочку или горшок он старательно упрятывал какое-то из детских сокровищ: монетку с дыркой, цветной камешек, стеклянную бусину или обкатанное морем стеклышко.
Люди на самом деле больше не расстраивались так сильно, разбив глиняную посудину. Ведь среди осколков всегда находилось что-нибудь интересное, что примиряло с грустью от разбитого кувшина. А гончар все лепил свои горшки и кружки, запекая в них не только монетки, но и грибные дожди, хорошие сны и нечаянные удачи. Говорят, в особо понравившийся ему горшок он запек даже упавшую звездочку, но, по-моему, это уже неправда. Но кто что знает… Так что если у вас разобьется любимая кружка, посмотрите внимательно в осколках и там обязательно найдется что-то хорошее. Ведь посуда бьется к счастью.

 Ну а теперь, я хочу лишь добавить, что не зря  я взяла в руки эти деревянные ложки, да еще и играла на них. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, — бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Еще бы: легко, красиво, дешево и сразу «два зайца» — старинный предмет быта и он же — музыкальный инструмент. А теперь обратите внимание на этого мастера. В его руках простые деревянные изделия превращаются в расписную сказку. Если захотите, пожалуйста, можете сами  попробовать стать мастерами – художниками. Как это делается, расскажет сам мастер.

(Слово мастеру – художнику, который рассказывает и показывает как выполняется роспись. Предлагается  экскурсантам самим раскрасить простое изделие. Проводится мастер-класс).

Говорить о зарождении и развитии ремёсел очень сложно, лучше это увидеть своими глазами, а ещё лучше выполнить своими руками.

Приглашаю вас в выставочный зал, где представлены образцы  работы самодеятельных мастеров нашего Центра. Вы их можете не только рассмотреть, но и купить.

К нам сюда скорее просим,
Проходи, честной народ.
На работу посмотрите.
Всех нас  выставка зовет!
Проходите, граждане,
Угодим каждому!
Тары-бары растабары
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад.
Разбирайте нарасхват.

(группа прогуливается по выставке-продаже, покупает сувениры)

Вот и закончилась наша экскурсия.
Про Центр свой рассказали,
Мастер-классы показали.
Коли понравилось Вам,
Приезжайте еще в гости к нам!
Мы всегда рады гостям,
Как добрым вестям!

Author: admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *